"Мы будем счастливы", – заявил в 2000 году президент России Владимир Путин в ответ на вопрос журналистки о том, что же нас ждет через 10 лет? Вот они почти и прошли, эти десять лет, но "счастье" так и не наступило… Оно, похоже, откладывается еще на десять лет, в соответствии с утвержденной теперь уже председателем российского правительства Владимиром Путиным "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". Есть только большие сомнения, что этот долгий путь приведет нас к цели. Так как, возможно, Владимир Путин и ищет счастья…, но для себя. А то, что Путину хорошо, для народа – смерть. Попробуем это доказать.

Два берега одной реки

Говорят, что измерять счастье длиной батона колбасы – это не по-русски. Тем не менее, материальные цели, поставленные в концепции: достичь в 2020 году средней продолжительности жизни в 75 лет, обеспечить каждую семьи из трех человек квартирой площадью не менее 100 квадратных метров, повысить среднюю заработную плату по стране до уровня 2700 долларов и т.д. – плохими тоже нельзя назвать. Внедрение инноваций, развитие промышленности, укрепление экономической мощи, социальные преобразования – это все тоже правильно. Так почему же общественность не приняла путинскую концепцию? Ученые, подробно изучив документ, так и не смогли обнаружить в нем четких указаний на то, за счет чего же может быть реализован прописанный в нем инновационный сценарий. Прикинув цену вопроса, они пришли к выводу, что только для того, чтобы радикально улучшить ситуацию в пенсионной сфере, потребуется дополнительно тратить каждый год около триллиона рублей! А таких направлений порядка десяти!

Критиков концепции оказалось более, чем достаточно. Так, по мнению заведующего кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ Владимира Квинта, все декларируемые показатели и пожелания концепции могут оказаться недостижимыми из-за отсутствия ресурсной оценки. "Кроме того, для ее реализации должны быть найдены способы консолидации общества", – считает Квинт. Неужели на это способна путинская бюрократия? Свои сомнения на это счет высказывает заведующий отделом стратегических исследований ИМЭМО РАН Сергей Казеннов. Он подчеркивает, что проблема неконкурентоспособность российской экономике заключается не только в отсутствии инноваций. Тянет вниз нашу экономику бюрократия. По подсчетам ученого криминально-коррупционная составляющая в себестоимости отечественной продукции достигает одной трети.

Решение этой задачи в концепции не просматривается. Более того, на класс бюрократов, погрязший в коррупции, Путин и делает ставку. Все чиновники, сплотившись в партийных рядах "Единой России", на своем съезде бурными аплодисментами поддержали концепцию Путина. После чего председатель российского правительства Владимир Владимирович своим распоряжением придал этому документу официальный статус. В отличие от представителей общественности единороссы в документе недостатков не нашли. По словам председателя по экономической политике Государственной думы России Евгения Федорова, уже достаточно того, что путинская концепция провозгласила на весь мир, что Россия отказывается от сырьевой модели экономики и намерена двигаться по инновационному пути развития. "Это смелый шаг! А разве этого мало?" – воскликнул депутат.

Смелые, власть берут?

Оказалось, мало. Отдельные наиболее подготовленные граждане пошли дальше, предложив свои альтернативные варианты концепции развития страны. Например, это сделали лидеры демократического движения "Солидарность", разработав проект программы "300 шагов к свободе", а также член-корреспондент РАН, руководитель Национального института развития Сергея Глазьева. Он, в частности, отметил, что реализация инновационной политики обязательно натолкнется на сопротивление влиятельных сил внутри страны, заинтересованных в энерго-сырьевом сценарии развития. Мало того, их уши видны в ряде принципиальных положений концепции, а именно, планируется опережающий рост тарифов на ключевые энергоносители, что является, по мнению экономиста, препятствием на пути инновационного сценария развития.

Кроме того, в условиях сокращающихся запасов сырья предполагается устойчивое расширение его экспорта, в том числе нефти и газа. "Газпром" и "Роснефть", как и планировали, намерены осуществить до 2020 года целый ряд крупнейших трубопроводных проектов: строительство нефтепроводов "Восточная Сибирь – Тихий океан" с ответвлением в Китай; "Бургас – Александруполис"; пуск Балтийской трубопроводной системы-2 (БТС-2); расширение нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума; ввод в эксплуатацию газопровода "Северный поток"; полную загрузку газопровода "Голубой поток"; строительство газопровода "Южный поток" и т.д. Мало того, источник средств на эти цели конкретно прописан – это Инвестиционный фонд Российской Федерации, который упоминается только в разделе ТЭК концепции.

Эксперты отмечают, что невозможно одновременно быть слугой двух господ: сырьевой отрасли и инновационной экономики. Придется что-то выбирать. Например, для наращивания мощностей нефтехимической промышленности, о которых говорится в концепции, потребуется дополнительное сырье, а значит, придется сокращать экспорт нефти и газа. Притом что работа механизма кардинального повышения кредитования внутреннего производства и инновационных проектов возможна только через конвертацию нефтегазовых доходов. Так что же Путин выбирает? Очевидно: трубу! До сих пор он лично лоббировал исключительно газпромовские проекты и внес большой вклад в так называемую "гонку трубопроводов" (кстати, это в результате и привело к осложнению международной обстановки). И в его новой концепции, как мы показали, про нефтяников и газовиков он тоже не забыл. Но если невозможно оторвать от сердца сырьевиков, то чем же лидер едросов готов "жертвовать"?

Проклятый прием

На роль "жертвы" назначены госкорпорации! Согласно концепции, сразу несколько государственных корпораций могут быть акционированы и в дальнейшем приватизированы. Обосновывается это тем, что, дескать, созданы они были на определенный срок, а по его истечению миссию их можно считать выполненной. Напомним, что при Путине были образованы следующие госкорпорации: "Ростехнология", "Олимпстрой", "Роснанотехнологии", Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", "Агентство по страхованию вкладов", "Фонд содействия реформированию ЖКХ", "Росатом". (Предполагается создание еще ряда других). На проекты государственных корпораций тратится порядка 22 процентов расходной части бюджета, всего истрачено уже порядка 1974,02 миллиарда рублей.

По большому счету, строго срок действия госкорпорации определен только в одном случае. Это "Олимпстрой", который действительно должен закончить свое существование с началом Зимней Олимпиады в Сочи, то есть в 2014 году. К тому времени, по всей видимости, в его активах будут находиться несколько построенных за государственный счет стадионов и катков. Продать их даже по себестоимости не представляется возможным. Так что "инновациям" рассчитывать на "Олимпстрой" особо не стоит.

Самыми гигантскими активами на сегодняшний день обладает, пожалуй, одна госкорпорация – "Ростехнологии". Уставной капитал компании формируется активами 420 разноотраслевых предприятий. При этом передача имущества предприятий оборонной промышленности производится "по упрощенной процедуре".

Так что же Путин "оборонку" решил приватизировать? А что еще? На эту роль, конечно, претендует и другая госкорпорация "Роснанотехнологии", бюджет которой составляет 5 миллиардов долларов (кстати, в 3,6 раза больше аналогичной статьи расходов в США). Вот только выручить искомую сумму от ее продажи вряд ли удастся. "Роснано" не имеет пока в своем активе ни одного коммерчески выгодного проекта. Так что ее можно только отдать за бесценок "друзьям". "Как в девяностые?" – недоуменно вопрошают многие. "Ведь, если бы "тот путь" был оптимален, - говорит гендиректор НПО "Сатурн" Сергей Чуклинов, – то не появилась бы нужда в поиске новых форм организации экономики. Происходит какой-то сбой логики". Действительно, давайте вспомним, зачем создавалась "Ростехнология"? Для производства высокотехничной продукции, то есть инновационной. Но от госкорпораций пока нет никакого эффекта, а они в свою очередь ждут от Путина заказов, а их нет… В результате, ничего не происходит!

Круг замкнулся

На самом деле никакого сбоя в "путинской" логике не происходит. Его слова всегда расходились с делами – в этом и состояла его логика. Неплохо мотивы и методы "работы" Путина описали оппозиционные политики Борис Немцов и Владимир Милов в своих книгах "Путин. Итоги", а также "Путин и "Газпром". В книгах проанализирован механизм масштабного вывода капиталов государственных компаний. Так были выведены из состава "Газпрома" и переданные в частные руки активы на миллиарды долларов: "Согаз", "Газфонд", "Газпром-медиа" и т.д. И таких историй в период правления Путина произошло множество. Так что такой поворот событий многих не удивил. О том, что, создавая госкорпорации, власть готовит масштабную аферу, предупреждал и известный экономист Михаил Делягин.

В итоге получается, что все рассуждения об инновациях и модернизации в концепции – исключительно пиар-ход, предназначенный для того, чтобы, с одной стороны, отвлечь общество от нарастающих сложностей, (ведь в непростые времена всегда требуется обезболивание, а термины "инновация" и "модернизация" для этого хорошо подходят), а с другой – чтобы под их прикрытием провести очередной распил госсредств. А экономика, как была при Путине, так и останется сырьевой, если, конечно, в нашей стране что-то не поменяется кардинально.

Так было всегда: одно на словах, другое – на деле. Кому понадобилось десять лет, а кому меньше, чтобы понять, что Путин на самом деле идет тем же путем, что и его преемник Борис Ельцин. Только если первый президент Россиии обогатил свое окружение при помощи залоговых аукционов, то второй в дар за личную преданность раздает куски госкорпораций. Опробованная на "Газпроме" модель с нарастанием кризиса будет использоваться интенсивнее. Так что, коррупционная приватизация под другим лозунгом: "Долой старых прихватизаторов, да здравствуют "новые"! – только начинается.

Что касается поставленных в концепции целей по росту благосостояний народа, то здесь как всегда пригодится арабская притча про ишака и падишаха. Правда, на роль покойника Путин прочит трудящегося ишака в лице российского народа. Себе он оставляет роль вечно живого падишаха.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter