Специалист воронежского управления ФРС Ирина Попова была удивлена, что руководитель организации обратился к ним за разъяснениями, почему в выданных налоговой инспекцией документах "Защита потребителей" значится как недействующая. "А откуда Вы узнали о закрытии?", спросила она Валентину Бадалову. Организация не только не имела возможности присутствовать на суде, но и не получила по результатам заседания судебное решение, в связи с чем не смогла своевременно его обжаловать. Между тем, в единый государственный реестр юридических лиц была оперативно внесена запись о прекращении деятельности РОО "Защита потребителей".
Такой случай закрытия действующих правозащитных организации по инициативе воронежского ФРС не единичный. Так в мае 2006 была исключена из реестра юридических лиц Коминтерновская районная общественная организация "Память", которая занимается защитой прав военнослужащих. Об этом общественная организация также узнала уже в этом году в налоговой инспекции при сдаче очередного отчета. Как и в случае с "Защитой потребителей", ни повестка в суд, ни решение суда руководителю организации не направлялись.
19 марта в адрес Воронежского областного общественного движения "Солдатские матери России" поступило исковое заявление о признании организации прекратившей деятельность. Движение, которое пыталось ликвидировать ФРС по Воронежской области, занимается защитой прав военнослужащих по призыву и родителей солдат, погибших в армии в мирное время. Только благодаря единым действия правозащитников в ходе судебного разбирательства удалось доказать право организации на существование, и в иске ФРС по Воронежской области было отказано.
Напомним, что в апреле 2006 года вступили в силу существенные изменения законодательства об общественных организациях. Внесенные президентом Владимиром Путиным поправки обязали организации сдавать в ФРС по несколько отчетов о своей деятельности в год, предоставлять по их запросу различные документы и др. По словам экспертов, государственный контроль за деятельностью общественных организаций в настоящий момент гораздо жестче, чем за работой коммерческих компаний, что противоречит всем международным стандартам.
Между тем Владимир Путин уверял российских общественников, что закон не обернется против них. В июле 2006 года он заявил, что "У нашего российского гражданского общества было не так много времени для становления гражданских институтов. Но именно поэтому задача государства, заключается в том, чтобы создать все необходимые условия для их развития – и в первую очередь законодательные" ... "Законы вообще и данный наш закон он предполагал наведение определенного порядка в этой сфере деятельности, но не ограничение собственно этой деятельности. Повторяю еще раз, если выяснится, что происходит ужесточение, мы готовы будем реагировать".