Министр промышленности и торговли Чехии Мартин Ржиман заявил 11 июля, что, по его мнению, со стороны России было бы слишком по-детски таким образом реагировать на чешско-американский договор о радаре. К тому же, по его словам, та часть чешского населения, которая выступает против радара, вряд ли положительно восприняла бы сокращение поставок нефти, пишет издание. Министр заявил, что правительство выясняет ситуацию, среди прочего, через посольство России в Праге и надеется получить конкретный ответ из Москвы. Тем не менее известно, что сокращение поставок по трубопроводу "Дружба" началось именно 8 июля — в день подписания договора о радаре.
Гендиректор Unipetrol, которая контролирует Ceska Rafinerska (ей принадлежат два нефтеперерабатывающих завода в Чехии), Франсуа Влежель сообщил, что сокращение поставок носит технический характер: "По данным российской стороны, это произошло по техническим причинам".
Как уверяют власти Чехии, сокращение поставок из России не приведет к коллапсу чешской экономики. Во-первых, республика располагает резервами нефти в расчете на 95 дней, во-вторых, она может воспользоваться для увеличения поставок западным нефтепроводом Ingolstadt, построенным в середине 1990-х годов.
Российские официальные лица до сих пор никак не прокомментировали ситуацию с поставками нефти в Чехию, пишет "Коммерсант".
Напомним, госсекретарь США Кондолиза Райс и министр иностранных дел Чехии Карел Шварценберг 8 июля подписали договор о размещении на чешской территории американского радара системы противоракетной обороны (ПРО). После подписания договора российский МИД заявил, что Россия будет реагировать на развертывание компонентов ПРО США у своих границ "не дипломатическими, а военно-техническими методами". Москва расценивает подписание американо-чешских договоренностей о размещении американского радара в Чехии как угрозу российскому потенциалу сдерживания. "Понятно, что российская сторона в такой ситуации будет принимать адекватные меры для компенсации создаваемого потенциала угроз своей национальной безопасности. Но это не наш выбор", — говорится в заявлении МИДа.