"Сначала шумиха, потом неразбериха, потом поиск виновных…" — так перечисляли когда-то советские разработчики последовательные фазы развития великих проектов. Однако в те времена большая часть этих проектов все же доводилась до кондиции. О чем говорило и окончание остроты:
Сейчас организаторы суперпроектов награждают себя сами и заранее. Предпочитая крупные денежные суммы государственным наградам.
А скандалы и прокурорские расследования начинаются лишь тогда, когда смотреть сквозь пальцы на дорогостоящую имитацию деятельности становится просто невозможно.
Создание спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС преподносилось буквально как венец инновационной деятельности наших властей. Почти как триумф, выписанный себе авансом. Более мелкие их забуксовавшие начинания, вроде ГАС
Решение о замене первой, советского образца, версии ГЛОНАСС, устаревшей и выработавшей ресурс, было принято еще в 2001-м. Роскосмос и сопутствующие организации потратили на это к сегодняшнему дню, как считается, около $5 млрд
После многократных откладываний и многократных же порций сверхпланового финансирования, система должна была прийти в почти полную готовность после запуска трех спутников
Падение в океан разгонного блока с этими спутниками подвело черту, за которой продолжать делать вид, что все идет блестяще, стало уже невозможно.
Поставленный в смешное положение президент Медведев
Накал страстей дополнительно усугубили руководители Роскосмоса, которые в таких же выражениях, как и после всех предыдущих накладок и неудач, хладнокровно объявили, что ничего особенного не случилось и когда-нибудь ГЛОНАСС заработает как часы. Отставка шефа Роскосмоса Анатолия Перминова выглядит после этого почти предрешенной. Называют уже кандидатов-фаворитов, готовых занять кресло, которое вот-вот станет вакантным.
Но смена руководящих лиц, даже и давно назревшая и заслуженная, не меняет сам способ деятельности наших государственно-коммерческих структур. ГЛОНАСС — типичный для этих структур проект, для которого процесс важнее цели, а видимость результата заменяет собой сам результат. Весь набор признаков налицо. А именно.
Непомерная длительность осуществления, чрезвычайно выгодная для всех вовлеченных персон и структур и сопровождаемая все новыми государственными денежными вливаниями.
Шумная многолетняя рекламная кампания с регулярным включением в нее первых фигур государства и особой активностью куратора проекта вице-премьера Сергея Иванова.
Широко задуманные и решительно осуществляемые лоббистские мероприятия, нацеленные на создание абсолютных преимуществ перед конкурентами для системы, которая толком еще и не заработала.
Правительство готовится обязать всех автопроизводителей, выпускающих автомашины в России, устанавливать навигаторы ГЛОНАСС, а все новые машины, которые у нас продаются, оснащать системой экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС. Должны быть также введены двадцатипятипроцентные пошлины на ввоз в Россию мобильных телефонов, оборудованных только GPS. Пусть иностранные фирмы привыкают к ГЛОНАСС и оснащают свою технику устройствами GPS/ГЛОНАСС.
Лоббистской изобретательности вице-премьера Иванова буквально нет границ. Ежегодная цена всех намеченных нововведений может исчисляться миллиардами долларов, которые будут переложены на плечи российских потребителей. И притом безо всяких гарантий, что они получат за свои деньги что-то действительно новое и полезное.
Качество работы ГЛОНАСС заметно уступает качеству американской системы GPS, и никто даже не обещает, что в обозримом будущем они хотя бы сравняются. Хотя инновация — это то, что лучше старого и уже существующего, а вовсе не то, что навязывают в нагрузку.
О многом говорит история с продажей навигаторов, содержавших работающий приемник GPS в комплекте с приемником ГЛОНАСС, который не был подключен — просто прикреплен
Все перипетии вокруг ГЛОНАСС возможны только в системе, которая давно потеряла способность различать разницу между действительностью и ее имитациями.
Если изготовленные опросными службами рейтинги имитируют политическую популярность, выборные ритуалы имитируют выборы, а статистические отчеты имитируют обновление экономики, то было бы странно, если бы структуры, делающие и продвигающие ГЛОНАСС, представляли собой исключение. Понятно, что они хлопотали не о реально работающей системе и не о реальных инновациях, а только о рекламных изображениях таковых. Беда в том, что симулякры, даже и выдаваемые за жизнь, рано или поздно с этой жизнью сталкиваются лоб в лоб. Жалко тут не симулякров, жалко людей.
И то, что в данном конкретном случае, как выразился Анатолий Перминов,
"люди не погибли", а только
Статья опубликована на сайте Газета.Ru