200 миллиардов рублей на очередной национальный проект. Создание универсальной электронной карты (УЭК) в России обойдется именно в эту сумму. По словам помощника президента Аркадия Дворковича, в скором времени правительство поймет, как именно стоит внедрять карту, и примет нормативно-правовую базу. Общий срок реализации проекта составит пять лет. Что же известно об этом крайне противоречивом и одном из самых дорогостоящих и амбициозных российских проектов?
Изначально Сбербанк оценил его в несколько раз больше — в 450 миллиардов рублей. Идея создания УЭК не нова. Во Франции, Италии, Китае, Японии и ряде других стран существуют свои национальные платежные системы. Некоторыми из них можно пользоваться за рубежом, а некоторыми — нет. Однако только в России предполагается совместить электронную карту и удостоверение личности гражданина и добавить огромное количество второстепенных функций, например проездной.
Ее хотят выдать всем гражданам, так как она заменит паспорт.
До 2014 года эти карты будут выдавать желающим, а с 1 января 2014-го — всем тем, кто не успел оформить официальный отказ от ее получения. Всего планируется выпустить более 100 миллионов карт. И в каждой в обязательном порядке будет банковское приложение.
Обозреватель ИД "Коммерсант" Максим Буйлов уверен: осуществлять финансовые транзакции станут исключительно государственные банки. Вряд ли власть допустит какую-либо коммерческую структуру в эту епархию. Уже сейчас акции ОАО "Универсальная электронная карта" разделены между банками "Уралсиб", "Сбербанк" и "Ак Барс". К тому же, несмотря на заявление Германа Грефа о том, что банки пока не понимают, как можно заработать на карте, сами банки так не считают. Ажиотаж вокруг ОАО это косвенно подтверждает. Сейчас Банк Москвы ведет переговоры о покупке контрольного пакета управляющей компании. Не исключено, что сделку будет закрывать ВТБ, который, по некоторым данным, вскоре станет владельцем Банка Москвы.
И такая "шумиха" понятна. Судя по уже прозвучавшим заявлениям чиновников,
внедрение УЭК облегчит жизнь абсолютно всем. В первую очередь, конечно, государству.
По словам руководителя департамента информационных технологий правительства Москвы Артема Ермолаева, введение карт позволит сэкономить миллионы бюджетных рублей. Как утверждает чиновник, сейчас, например, 20% денег, выделенных на питание детей, уходит непонятно куда. Пользуются ими все кому не лень — статистика показывает, что, например, дети болеют, а бюджетные деньги на школьное питание в эти дни тем не менее тратятся. После введения УЭК, по мнению Ермолаева, простора для таких афер не останется. При посещении школы ребенок приложит карту к валидатору, устройство считает информацию, рассчитает расходы на его питание, а кроме того, даст возможность родителям проконтролировать режим дня школьника.
Количество записей к врачу в поликлиниках сейчас не соответствует действительности: люди записываются на прием и не приходят, а работу врача в эти часы страховая компания оплачивает. Запись по карте позволит отслеживать такие ситуации и предотвращать лишние расходы. При наличии карты отпадет необходимость выписывать рецепты, потому что все данные о болезнях предполагается "зашифровывать" на УЭК.
Чиновники обещают, что предоставят самому гражданину определять объем информации, "запечатанной" на карте.
Но от этого напрямую будет зависеть количество доступных услуг. Тем гражданам, которые решат использовать карту "по-полной", стоять в очереди, по замыслу создателей, больше не придется. С такой картой каждый гражданин в любом регионе страны сможет получить доступ к инфраструктуре электронного правительства. Причем для доступа можно будет использовать как привычные карточные устройства (банкоматы, информационные киоски), так и системы банковского дистанционного обслуживания. Государственные услуги получать станет легче легкого — посмотреть и оплатить неоплаченные налоги или штрафы ГИБДД, заказать кадастровый план своего дачного участка, записаться на прием к врачу, получить выписку со счета в системе обязательного пенсионного страхования и многое другое не составит труда.
По мнению одного из самых активных лоббистов проекта Владимира Жириновского,
внедрение УЭК будет способствовать снижению уровня преступности.
"Это поможет изъять наличные из оборота", — утверждает Владимир Вольфович. "А это, в свою очередь, позволит бороться с коррупцией, сократить преступность. Инкассаторов не будут грабить, потому что они ничего практически перевозить не будут. Зачем нападать на человека, если у него в кармане только его электронная карточка, по которой ты, преступник, ничего не сможешь получить. Врываться в дома пенсионеров не будут, потому что у бабушки или у дедушки — карточка, по которой преступник тоже ничего не сможет получить. Все накопления будут в банках. Наркотики — как вы их купите, как рассчитаетесь? Вы же не будете с драгдилером карточкой расплачиваться".
Как отмечают создатели, УЭК — это средство, а не цель. В универсальную карту можно будет интегрировать и добавлять новые и новые приложения. Однако, несмотря на такие впечатляющие технические достоинства, нашлись у проекта и противники. Первыми выступили клерикальные организации: мол, идентификатор — это печать антихриста, и не подобает уважающему себя человеку им пользоваться. Но это скорее из разряда комичного.
Гораздо более интересны вопросы, скажем так, защиты privacy. После того как будет создана гигантская база данных о гражданах России, куда войдут все или почти все данные, не появится ли у недобросовестных чиновников соблазн заработать на продаже закрытой информации? Отвечавший на этот вопрос первый зампред комитета Госдумы по безопасности Михаил Гришанков долго говорил о законе "О персональных данных", который защищает участников процесса, о том, что карту можно будет считывать только на определенных компьютерах, об ультрасовременной системе цифровой подписи, но о человеческом факторе предпочел умолчать. И Гришанкова можно понять — сколько раз, проходя мимо развалов с дисками, мы видели надписи: "Базы ГИБДД", "Телефонные базы", "Налоговые базы" и т. д.
Нет никакой гарантии, что через пять лет мы не увидим диск или флешку с надписью: "База УЭК". Если вся эта информация будет сведена, то единственное, что изменится, — это стоимость доступа к ней.
Проблема не в цифровой подписи, а в людях. И без реформы госаппарата, отвечающего за сохранность данных, тут не обойтись. Да и если задуматься, активно рекламируемая опция проездного — зачем она на самом деле? Предположим, что ее основная цель — борьба с терроризмом. Тем не менее через нее можно будет отследить практически любого гражданина, пользующегося общественным транспортом. А если этот человек кому-то крепко насолил и этот кто-то обладает доступом к единой базе (что при определенных финансовых возможностях не так уж и сложно)? Или молодого человека собираются насильно забрать в армию, хотя он имеет медицинские противопоказания? Опыт общения с властными структурами показывает: при внедрении каких бы то ни было технологий чиновники прежде всего думают о себе — как в плане материального благосостояния, так и в плане улучшения рабочих показателей. Российские творцы инноваций, как обычно, замахнулись на высокие материи, но забыли о простых вещах. Ведь ни одна карта, даже с самыми удобными опциями, не будет работать на благо народа, если между ней и народом находится прослойка вороватых бюрократов.
Вы можете оставить свои комментарии здесь