Все наверное видели в детстве примерно такую сцену. В школьном коридоре здоровенный дебелый второгодник выпендривается перед маленькими: гоните мелочь, а не то я сейчас вас всех одной левой, мало не покажется! Вдруг к нему подходит какой-нибудь старшеклассник, берет за ухо и заставляет униженно извиняться: "простите дурака, я больше так не буду". Потом одноклассники подходят к поверженному обидчику и говорят с удовлетворением: ну что, довыступался?
Есть ощущение, что Путин с его гоп-компанией, таки да, довые..., т.е. довыступались. Рубль неконтролируемо катится вниз. Руководство Центробанка, вместо того, чтобы спать по ночам, принимает по ночам столь же экстренные, сколь и бесполезные решения. Паника нарастает. Ситуация напоминает 1998 год. Впереди банкротство российских банков и компаний, которым закрыли западное кредитование, обвальный рост цен, потери вкладчиками банковских вкладов и вложений в строящееся жилье, достраивать которое будет не на что и т.д.и т.п.
Недавно бывший ближайший сотрудник Суркова (напомню, ключевого лица в войне с Украиной) Рапопорт сообщил о взглядах своего шефа: "Он всегда был и остается сторонником доктрины "Москва – третий Рим" и считает, что если любое государство не расширяет сферы своего влияния, то начинает деградировать. Он исходит из того, что экспансия – это естественное состояние здорового государства". Вот такой мусор в головах у путинских "идеологов". Смесь из "теоретического" наркобреда всяких Дугиных и Прохановых и практики бандитского капитализма. Сурков и многие другие путинские сановники – бывшие участники корпоративных войн и рейдерских захватов собственности. Для них Россия – некая агрессивно развивающаяся корпорация или, вернее, мафиозная группировка, которой нужно постоянно захватывать под свой контроль новые ресурсы и территории, а если кто-то мешает – просто физически устранять конкурентов.
Беда этих "кремлевских мечтателей" в том, что они переоценили свою силу и безнаказанность. Они забыли, что экономика России тесно интегрирована в глобальный рынок и зависит от своих западных партнеров, конфликт с которыми может привести ее к коллапсу. А вот китайские партократы оказались гораздо мудрее российских клептократов. Китай, в отличие от России, долгие годы официально признававшей суверенитет Украины над Крымом, всегда считал Тайвань своей частью. Однако он даже не пытается захватить этот богатый и развитый остров. Хотя в военном отношении сделать это Китаю, конечно, сейчас по силам. Просто китайцы понимают опасность любых резких движений, способных больно ударить по экспорту, инвестициям, привести к непредсказуемым экономическим проблемам.
Теперь у Путина и компании есть два варианта действий: или отдать все захваченное, идти в Каноссу, просить у мира прощения, ныть: прости дяденька, я так больше не буду, или вводить автаркию, отказаться от рыночной экономики и переходить на мобилизационную экономическую модель (о которой давно грезят Глазьев, Леонтьев и прочие). Первый вариант для Путина исключен. Он означает для него позор и скорый уход от власти, а дальше, возможно, судьбу Милошевича. Но и на второй вариант, думаю, у него не хватит решимости и сил. Ведь тогда ему пришлось бы пойти против интересов своего окружения, всей правящей элиты, которая активно участвует в бизнесе, имеет инвестиции за рубежом. Для нее отказ от рынка и изоляция означали бы потерю всего "нажитого непосильным трудом".
Скорее всего российские власти ограничатся полумерами, окончательно потеряют контроль на ситуацией, а страна будет все быстрее катиться к экономическому краху.