О чем говорить, когда говорить не о чем?". – Эта актерская речевка, произнося которую в театрах имитируют общение в массовых сценах, могла стать резюме закончившегося 20.04.2016 в Брюсселе заседания Совета Россия-НАТО, первого после двухлетнего перерыва. Постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко заявил, что Россия "не испытывает дискомфорта" из-за отсутствия отношений с НАТО.

В программе "Политика" от 20.04.2016 на Первом канале эксперты и политики решили объяснить россиянам и друг другу, почему Россия и НАТО не хотят друг с другом разговаривать. И у ведущих Петра Толстого и Александра Гордона это получилось. Точнее, получилось не столько объяснить неудачу саммита в Брюсселе, сколько самим фактом этой передачи доказать, что разговор путинской России с окружающим миром на данный момент невозможен. Просто потому, что у России и мира в данный момент нет ни одной точки соприкосновения. Ни по одному вопросу.

Петр Толстой начал передачу с обиды на Латвию, которая требует от России 185 миллиардов евро в качестве компенсации ущерба за пребывание в СССР. Это вызвало взрыв негодования у присутствующих. Первым возмутился военный эксперт Игорь Коротченко, который сообщил, что Латвия добровольно вошла в СССР, когда она была сельскохозяйственной страной, а в СССР ее превратили в индустриальную. "Сделали из страны конфетку", - подытожил Петр Толстой.

Тему подхватил латвийский политик Эйнарс Граудиньш, который рассказал, что советское наследие в Латвии не могут своровать и пропить до сих пор. После этого заявления на лицах присутствующих в студии россиян отразилось презрение к латышам, которые, очевидно, не умеют толком ни пить, ни воровать. Вообще Эйнарс Граудиньш фигура уникальная. Этот специфический персонаж, такой латыш по вызову, выделяется в общем ряду аналогичных телевизионных национальных экспертов, которых приглашают для того, чтобы показать, что "все люди мира – за нас". С этой целью из российского эфира не вылезают "украинец по вызову" Николай Левченко, "израильтянин по вызову" Авигдор Эскин и другие. Но никто из них не может сравниться по уровню вранья с Эйнарсом Граудиньшом, который впервые отличился осенью 2014 года, когда представившись сотрудником ОБСЕ, к которой никакого отношения не имел, рассказал о том, как он обнаружил в Донецкой области захоронение 400 женщин и девушек, убитых и изнасилованных украинскими военными. После разоблачения этой лжи его стали реже приглашать в эфир, но вот теперь, видимо вновь потребовались его специфические способности.

Новость о том, что Прибалтика добровольно вошла в СССР так удивила американского журналиста Майкла Бома, что он решил напрямую обратиться к сообщившему ее эксперту Коротченко. "Игорь, - проникновенно протянул руку Майкл Бом, - мне кажется, что сейчас напротив меня стоит Суслов!". Если Майкл Бом хотел смутить этим сравнением эксперта Коротченко, или вызвать у него раскаяние, то он очень сильно ошибся. Сравнение с Михаилом Андреевичем Сусловым по теперешним временам воспринимается в кругу российских политиков и экспертов как высокий комплимент и откровенная лесть.

Поэтому после сравнения с Сусловым эксперт Коротченко расправил плечи, стал выше ростом, а его речь стала еще более грозной и категоричной, как будто его только что и вправду назначили главным идеологом второй по силе сверхдержавы. "Никакого расширения НАТО за счет бывших советских республик – не будет!!", - грозно выкрикнул ставший Сусловым эксперт Коротченко в лица растерявшемуся Майклу Бому. Тот попытался что-то возразить насчет права любого государства решать, в какие союзы оно хочет вступать. "Не будет!!", - еще более грозно прорычал Коротченко, а Петр Толстой подтвердил: "Решать будем мы в том, что касается защиты наших интересов". После чего Коротченко потребовал, чтобы в новой внешнеполитической доктрине России было записано, что все постсоветское пространство является зоной наших национальных интересов. И еще раз, обращаясь к журналисту Майклу Бому, щуплая фигурка которого в студиях всегда олицетворяет США, НАТО и вообще весь ненавистный Запад, Коротченко пригрозил: "Майкл, мы поставим США на место. Похороните ваши амбиции".

Майкл Бом, а также присутствовавшие в студии режиссер и журналист Григорий Амнуэль, и польский журналист Зигмунд Дзенцеловский все время пытались оппонировать тем, кто представлял позицию официальной России. И это было совершенно напрасно. Ну как можно оппонировать политологу Маркову? Или ведущим Петру Толстому с Александром Гордоном? Или сотруднику "КП" Александру Яковлеву? Или тому же Коротченко? Неразумно и невозможно спорить с тем, с кем у вас нет ни одной точки соприкосновения в ценностях и в картине мира. Если человек твердо знает, что Земля стоит на трех слонах, его с этого знания не собьешь.

Единственным из разумных людей, кто занял адекватную позицию в студии первого канала в этот вечер, был историк Александр Сытин. Он ни слова не возразил на все то, что говорили Коротченко с Толстым и Марков с Гордоном. Он их вообще игнорировал и разговаривал только со зрителями, обращаясь к ним через головы ведущих и всех остальных в студии. И сказал весьма разумные вещи. Диалог между Западом и Россией невозможен, поскольку Россия и запад находятся в разных системах координат.

Невозможность диалога предопределена позицией России, которая постоянно нарушает международное право. Россия все время говорит: "мы не позволим". Господа россияне, по - вашему не будет! (Это был единственный раз, когда историк Александр Сытин обвел взглядом своих оппонентов и вообще обратил на них внимание). Россия не обладает никакой притягательностью: ни экономической, ни культурной, ни образовательной. Кроме того, Россия обладает ничтожным экономическим и военным потенциалом по сравнению с Западом.

Надо сказать, что такой стиль изложения, который продемонстрировал историк Сытин, оказался довольно действенным. Никто из присутствующих, во-первых, не перебил Сытина во время выступления, а во-вторых, не стал его опровергать.

Более того, историк Сытин первым высказал мысль, с которой в конце передачи согласились практически все. О невозможности диалога.

Завершая передачу, Александр Гордон сказал: "Диалог не нужен и в нынешней ситуации – преступен". И добавил: "Пока они на коленях не приползут к нам, чтобы просить прощения и договариваться о диалоге исключительно на наших условиях".

Провал саммита "Россия – НАТО" подтвердил, что блок НАТО напрасно прервал двухлетнюю паузу в общении. Дипломаты России и НАТО не могут разговаривать друг с другом. Передача "Политика", где этот провал обсуждался, убедительно доказал, что на уровне политиков и экспертов диалог еще менее возможен. Поскольку даже когда они все говорят на русском языке, все равно создается впечатление, что сторонники официальной российской точки зрения, говорят на каком-то другом языке. В котором все слова по отдельности что-то значат, а образованные во фразы, полностью лишаются смысла.

Игорь Александрович Яковенко

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены