Пришло в голову, что я ни за какие коврижки не согласилась бы быть современным ребенком. Пожалуй, начну такие бессистемные заметки - потом, может, оформлю во что-нибудь, все же детишек я воспитывала двадцать с гаком лет.
Начну, пожалуй, с книжек. Во времена моего детства никаких возрастных ограничений не существовало. То есть, конечно, на первой странице указывались, что книга для младшего или там среднего школьного возраста, но и только. Никто не возражал, если ребенок младшего школьного возраста читает что-то, адресованное более старшим. Я вот классе во втором взяла в библиотеке "Двенадцатую ночь" Шекспира - кто сейчас ребенку ее даст?
Когда возвращала, тетя Маша Козлова из нашей поселковой библиотеки спросила только, не трудно ли мне было читать. Нет, не трудно. Ну и ладно. Ну да, кое-что я тогда не поняла, поняла потом. Так это нормально вообще-то.
Та же история была с романом "Петр Первый", который я впервые прочитала, когда мне было лет десять. Там довольно много моментов любовных - из тех, что детям до 16, если в кино. Ну там отношения с Анхен и Екатериной, и посещение некой дамы в Москве. Так вот. Я это и поняла в 17 лет, когда мы этот роман в школе проходили - в десятом классе. А до этого - детство его, флот, утро стрелецкой казни, Ингрия... Это было понятно, даже про Ингрию удалось в конце концов выяснить, хоть и с трудом. И со многими книгами было так. Я вообще-то читала все подряд. Сейчас соображаю, что во многих случаях наслаждалась русским языком, если в сюжете было мало приключений. Нравился язык, и все тут. А касательно понимания - рано не бывает. Если человеку рано, то ничего страшного, он просто не поймет то, чего не надо. Или вообще не заинтересуется.
Перекидала все, что было в доме, по Великой французской революции, например. Мама собирала ЖЗЛ, там были биографии Дантона, Давида, Сен-Жюста... О жуть-то где, готика сплошная. И если бы встал вопрос, запрещать ребенку это читать или нет, то я бы не запрещала. Как и многое другое. Не говоря уже о том, что в доме была куча советских книг про подростков на войне. Про "Молодую гвардию" могу сказать - специально подсовывать своему ребенку не стала, но и не прятала. По-моему, его не увлекло.
Классику тож. Как-то Андрюшенция отрыл в нашей библиотеке "Тараса Бульбу". Не по школе, задолго до, просто так. Прочел. Офигел и сказал, что единственный приличный герой там - его тезка. Такая вот разница. Я-то в его возрасте считала, что Тарас был прав. Но я не про то, а про ограничения.
Потом вот сказки. Поговорила тут со знакомой, у нее дети маленькие, но традиционного набора сказок она им не читает. Говорит, что они все жестокие и детей надо от этого беречь. А по мне кажется, что такое вот ограничение не дает возможности ребенку эмоционально развиваться, сужает спектр эмоций до минимума, а без полноценного эмоционального развития трудно строить отношения с миром. Ну то есть я бы все же предпочла, чтобы мне в детстве Шарля Перро и Андерсена читали бы.
Вот какой-то такой сумбур начал лезть в голову. Ну поглядим, что получится дальше.
! Орфография и стилистика автора сохранены