Есть два подхода к изображению войны и человека на войне - воспевание героизма, в два счёта сводящееся к лозунгу "viva la muerte!", и изображение войны как бесконечного кошмара, бессмыслицы и беспорядка, врывающегося в человеческую жизнь. Оба взгляда мне кажутся в корне неверными. Я думаю, что война, на самом деле, в концентрированном виде преподносит человеку то, чем наша жизнь является на самом деле, что и война, и жизнь вообще требуют одного и того же понимания происходящего и своей роли в нем.

Изображение войны, как бесконечного кошмара, подразумевает вот что - мир был так прекрасен, все были так счастливы, а потом хлоп! и все внезапно превратилось в хаос, кровь, безумие и смерть. О ужас!.. Но ведь это не война, это дурак-герой, который думает, что, если лично у него и его близких есть уютные дома, семья, стабильные доходы и возможность забирать детей из школы, то мир - леденец на палочке, а если лично ему и тем, кого он знает, нужно идти на войну - то это Апокалипсис.

Вот жил какой-нибудь советский гражданин, и ему дела не было до черных воронков, до хрипа умирающих в ГУЛАГе, до раскулаченных в телячьих вагонах, до российских эмигрантов, умирающих от голода за рубежом, а потом - аааа, война, кошмар!.. А предвоенная Европа? Гоняли-гоняли эмигрантов из Германии через границы, чтобы не терпеть этих людей в своей стране ("Возлюби ближнего своего", Ремарк), разделяли семьи, разлучая маленьких детей с родителями - малышей грешно бросать на растерзание фашистам, да, но взрослым визу не дадим, пусть подыхают ("Остров в море", Аника Тор). А потом - ааааа, война, крушение основ! Очнулись... Вспомнили, что мир - это кошмар. А пока он был кошмаром для кого-нибудь другого, все заботы - как бы этого не замечать и выдумать себе несуществующий в реальности спокойный, гармоничный, справедливый (!!) мир.

А ведь война - тоже не однородна, кто-то на передовой, кто-то в эвакуации, а кто-то - вообще в глубоком тылу. Разница только в том, что на войне те, кто в тылу и вроде бы вполне благополучен, не чувствуют себя в безопасности. Они не просто видят, как страдают их ближние, но и понимают, что потом это докатится до них. Вот и вся разница. А если ближние страдают, но нет чувства, что у вас всё-таки общая беда, и если что - ты будешь следующим, то - вроде ничего страшного? Сразу весь мир прекрасен, безмятежен и стабилен?..

И по этой же причине совершенно нелогична и даже абсурдна всякая героизация войны и поклонение войне. Война - обыденность, а наше положение на этой войне во многом случайно, в стиле "кто-нибудь попал под оккупацию, а кто-то [пока] не попал". Есть добровольцы, которые рвутся на передовую, на самое острие страданий и борьбы, и те, кто учится или работает в тылу, но дело у всех - общее. В каком-то смысле мы призваны на войну по факту своего рождения. Мы брошены в хаос, безумие и смерть, и призваны бороться с этим хаосом, при этом не теряя оптимизма, мужества и сострадания.

Рэйда Линн

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены