Очень часто посты возникают после каких-то обсуждений в соцсетях. Вот и сейчас: очередное обсуждение в одной из антисоветских групп закончилось конфузом.

Очередная реплика (не знаю, как автор связывает это с направленностью группы) начиналась с "Пора запретить сказки, которые насаждают детям ложные ориентиры..."

А далее на современном жаргоне радикальных феминисток разбирается "Морозко". Ну, не столь важно, что там у автора в голове и какие у него претензии к сказкам, — достаточно и того, что его первая идея — "пора запретить". И кто-то с этим готов согласиться...

Проще говоря, видим мы вот какую невеселую сказку.

Сказки сочинялись и рассказывались веками, а их корни уходят очень глубоко в тысячелетия. Тот же "Морозко" — это изначально не наступающий ли ледник?

Но внезапно в XXI веке объявляются "знающие, как надо" с "научной картиной мира" в головах. На самом деле никакой не научной, а вполне себе религиозной верой в то, что "современная наука [разумеется, не физика и не химия, о которых у них зачастую так себе представления, а социология с психологией] достигла таких высот и глубин, что не ошибается никогда". И они — ее глашатаи. И эти "знающие, как надо" тычут пальчиками: вот это, это, а еще это "пора запретить".

Действительно, сказочные... персонажи!

Ну, для начала — зря они думают, что они — первые. Раз уж конфуз приключился в антисоветской группе, то надо заметить: как раз в СССР таких "знающих" хватало. Начиная с недоброй памяти Надежды Константиновны Крупской. Вот уж она с детской литературой, со сказками в том числе, воевала неутомимо. Правда, прежде умерла все же она, а не сказки.

Что проповедовала Крупская? Реализм, реализм и еще раз реализм. "Если мы хотим создать настоящую книжку для чтения, то мы должны побольше вглядываться в окружающую жизнь..." Добрый совет? Нет, ни в коем случае не добрый.

И многим наверняка известно, как изводила Крупская Корнея Чуковского. Жертвой стала сказка "Крокодил".

"Вторая часть "Крокодила" изображает мещанскую домашнюю обстановку крокодильего семейства, причем смех по поводу того, что крокодил от страха проглотил салфетку и др., заслоняет собой изображаемую пошлость, приучает эту пошлость не замечать. Народ за доблести награждает Ваню, крокодил одаривает своих землячков, а те его за подарки обнимают и целуют. "За добродетель платят, симпатии покупают" — вкрадывается в мозг ребенка".

...Приучать ребенка болтать всякую чепуху, читать всякий вздор, может быть, и принято в буржуазных семьях, но это ничего общего не имеет с тем воспитанием, которое мы хотим дать нашему подрастающему поколению".

Прочтите эту статью. Потом замените "мещанский", "буржуазный" на "патриархальный". Много будет различий со статьями современных "улучшаторов и улучшаторок реальности"?

Да их не будет вообще!

Я не собираюсь сейчас долго рассуждать о корнях сказки, желающих отсылаю к трудам Проппа. Но вот о корнях цензуры поговорить стоит. Откуда вообще берется это "пора запретить"?

А берется оно, конечно, из самомнения. Вот я такой умный, такой образованный (на самом деле нет, но солженицынского термина "образованец" вполне достойный), вот что-то мне не нравится, вот остальные (они, конечно, глупей меня) этого не понимают — ну, я их сейчас воспитывать как начну!.. Так или примерно так и рассуждает очередной педагог-самозванец.

Любая цензура начинается с того, что некто ставит себя выше других, считает себя умней прочих. Цензура — это воплощенное высокомерие.

Для цензуры властной, государственной к этому добавляется и чувство собственной небезопасности. А вдруг прочтут, а вдруг задумаются?.. Но корень — тот же, самомнение, "народ не поймет". Стало быть, цензоры выше и умней этих "непонимающих".

Плохо то, что раз запущенный механизм цензуры уже нельзя остановить или ограничить. Его можно только снести напрочь и сдать в металлолом.

И учтите: когда происходит снос цензуры, то это делается с особым наслаждением. Именно потому, что цензурирующий считает остальных "низшей кастой".

Так что, господа и госпожи "знающие, как надо", если вы хотите "непросвещенный народ" повоспитывать, то сперва уясните: это, как говорил один великий антисоветчик — правда, по иному поводу говорил, — не улица с односторонним движением.

Не верите мне? Ладно, прочтите хотя бы "Эшер II" Брэдбери. Со сказочными... персонажами, сделавшими карьеры на "педагогике" и цензуре, автор и его герои тоже обошлись вполне сказочно...

Егор Седов

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter