Принятое 22 июня решение испанского правительства о помиловании 9 лидеров каталонских сепаратистов было, несомненно, сложным и рискованным. Освобождение из тюрьмы политиков, попытавшихся осенью 2017 г. отколоть Каталонию от Испании, осужденных Верховным судом на сроки от 9 до 13 лет и проведших в заключении лишь три с половиной года, по определению не могло опираться на общественный консенсус. Против помилования выступала не только правая и праворадикальная оппозиция в лице Народной партии и партии Vox. Против была настроена и бОльшая часть испанского общества, и даже некоторые деятели и сторонники правящей Соцпартии. В течение июня доля испанцев, считающих помилование оправданным, выросла, но, по недавнему опросу, доля противников составляет 55,7%. На фоне дебатов вокруг помилования рейтинг консервативной Народной партии впервые за время существования нынешнего парламента превысил рейтинг Соцпартии (соответственно 29% и 25%).

И все-таки премьер Педро Санчес решился на такой шаг. Ясно, что двигало им не человеколюбие, а политический прагматизм. Нахождение в тюрьме сепаратистских лидеров, включая Ориола Жункераса, главу партии "Республиканские левые Каталонии" и заместителя каталонского премьера Пучдемона в период попытки сецессии, поддерживало в регионе постоянное напряжение и конфронтацию с Мадридом. Отражением этого стали итоги февральских выборов в каталонский парламент, в ходе которых три сепаратистские партии увеличили свое абсолютное большинство.

Представитель партии Жункераса Пере Арагонес возглавил утвержденное в мае новое правительство. С этим правительством Мадрид надеется договориться о более конструктивных основах взаимодействия. Но в качестве условия для начала переговоров Барселона выдвигала освобождение заключенных. К тому же правительство Санчеса является правительством меньшинства и зависит от поддержки фракции "Республиканских левых Каталонии" в испанском парламенте.

Санчес постарался сделать условия помилования возможно менее раздражающими для испанцев. Предусмотрено, что помилование может быть отменено, если освобожденные в период от трех до шести лет совершат серьезное преступление. Они также не смогут снова занимать государственные посты. Обосновывая решение о помиловании, Санчес подчеркнул, что оно не ставит под вопрос вердикт Верховного суда, но призвано начать долгий путь к примирению, "открыть новую эру диалога и воссоединения".

Сторонники независимости Каталонии отнеслись к решению Мадрида позитивно, но сдержанно. Пере Арагонес заявил: "Помилования – это первый шаг к разрешению политического конфликта между Испанией и Каталонией, но они являются частичным и недостаточным решением". Он добавил, что каталонское правительство будет добиваться объявления всеобщей амнистии для осужденных по событиям 2017 г. Так или иначе, 29 июня в Мадриде начинаются переговоры между Санчесом и Арагонесом. Как ожидается, на них Санчес будет предлагать расширить полномочия каталонских властей и увеличить финансирование региона.

О том, что ход переговоров будет крайне сложным, свидетельствуют первые заявления освободившихся в среду из тюрьмы сепаратистских лидеров. Они обещали встречавшим их сторонникам продолжить борьбу за независимость. Так, Ориол Жункерас заявил: "Сегодня ничего не заканчивается. Всё продолжается. До дня победы мы продолжим работать, чтобы сделать мечту о Каталонской республике реальностью".

Александр Ивахник

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены