Подходя к теме.

Нельзя не признать, что программы "Эха" и его слушатели — очень важная, особая часть современной российской культуры, да и всей нынешней, весьма драматичной ситуации. Для меня "Эхо" — это во многом иноагент, причем иноагент не другого государства, а той будущей России, которая непременно наступит. Поэтому я считаю уместным предложить критический разбор некоторых резонансных передач этой станции.

Когда проводят критический анализ каких-то публикаций, это называется "по страницам журнала, сборника... и т.п.". А когда комментируют передачи радиостанции? Такой устойчивой идиомы, пожалуй, нет. Может быть — "на волнах эфира"? Но это не совсем аналог "по страницам".

Впрочем, надо с сожалением признать, что интеллектуальный процесс последних лет у нас не нарастает, а сжимается и истончается. Литературная критика, разбор социально-гуманитарных публикаций в России почти исчезли. Добавлю немного личного — на мои книги, переведенные и вышедшие в ФРГ (две из них — сборники моих блогов на "Эхе"), в Германии опубликован ряд рецензий. А вот дома, в России, мои работы остались почти незамеченными. Сужение дискуссии происходит в то время, когда экзистенциальные российские вопросы обостряются и остаются нерешенными, а официальная пропаганда демонстрирует абсолютную несостоятельность. Власть, утратив какие-либо доводы и аргументы, перешла от убеждений к чисто силовому давлению и "пробиванию кулаками" своих бессмысленных и все более опасных замыслов.

(Кто-то не замечает примеры? Обойдемся без помощи зала. Подскажу. МИД РФ всерьез требует вернуть мир к "дорасширеннонатовскому 1997 году". Я бы пошел дальше. Я бы потребовал вернуть Россию к добольшевицкому, дооктябрьскому 1917 году, а еще лучше — к триумфальному 1913 году! Вот только как это сделать?)

Теперь — к заявленной теме — про радиоэфир.

Сузим "пространство поиска". Обратимся к радио, точнее — прямо к сегодняшним программам "Эха".

Утром я слушал глубоко продуманную передачу о музее жертв Большого террора в Коммунарке. А в середине дня тот же ведущий, к которому я отношусь с уважением, в программу о районах Москвы включил запись песни "Тачанка", не скрывая свое любование этим опусом.

Согласен полностью — мелодия песни чудесная, оптимистичная, радостная и духоподъемная. Она легко запоминается, ее хочется повторить. А как с текстом?

— Ты лети с дороги, птица, зверь, с дороги уходи. Видишь, облако клубится, кони скачут впереди. (Автор проявляет заботу обо всем живом, даже о зверье!)

Цитирую дальше.

— И с налета, с поворота, по цепи врагов густой, застрочит из пулемета пулеметчик молодой. Иначе говоря, автор текста восторгается тем, кто убивает его соотечественников, таких же молодых русских парней. Он учит это делать лихо и с восторгом! Вот про что песня. "Не убий" у большевиков превратилось в "Убий", мир нормальный они перевернули в мир совершенно ненормальный! В 30-е годы в эмиграции это называли "красным фашизмом"!

Для сравнения напомню несколько строчек из другой известной песни, но не красных, а белых.

— Как на буйный Терек, на высокий берег вывели казаки 40 тысяч лошадей. И покрылся берег, и покрылся Терек сотнями порубанных, поколотых людей.

Глубочайший трагизм, ужас и противоречивость Гражданской войны передает и мелодия, и припев — "Любо, братцы, любо, любо, братцы, жить. С нашим атаманом любо голову сложить".

Сегодня внуки парня с тачанки призывают — "можем повторить" и мечтают развязать полномасштабную войну с Украиной. А где голоса внуков терских казаков? Их не пропускает цензура?

Теперь коротко о другом цикле "Эха-М".

"Умом Россию понимать" призывает ведущая, полемизируя с Федором Тютчевым. Но разобралась ли она с тем, о чем писал поэт?

Говорите, я должен предложить свой ответ? Пожалуйста.

Познание всегда предполагает вписывание неизвестного в известные и уже существующие координаты и ориентиры. Поясню. Начнем определять: что такое человек? Человек — это живое существо (широкое понятие, а далее идет сужение — не всякое живое, а такое), которое является млекопитающим и т.д.

Что такое Москва? Москва — это город, который является столицей и т.д.

Спрашивается: а как определить наиболее общее, точнее — самые общие понятия, сверхпонятия, которые не во что вписать? Аксиомы, исходные начала геометрии Эвклида не доказываются, они, как известно, принимаются на веру. Лобачевский поспорил и создал другую геометрию. А как определить Бога? Ведь Бога не во что вписать, Бог — это всё. Поэтому в Бога либо верят, либо не верят.

Россия для Тютчева — это Бог.

Поэт и его последователи боготворят свою Родину. "...Можно только верить" — это высшая степень признания в любви!

P. S. Немного жаль, что некоторым исследователям-россиеведам вход на программу "Умом Россию понимать", как и на другие передачи, заказан!

Игорь Чубайс

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter