Из ворот тюремного больничного комплекса в городке Акисима к западу от Токио сегодня в восемь утра вышла сухонькая старушка с лицом, наглухо закрытым белой маской. Поджидавшая на тротуаре элегантная молодая женщина заботливо надела ей на голову синюю панамку от солнца и после этого со слезами на глазах прижала к себе. Вокруг прыгали от радости люди из небольшой, но шумной группы, которые тоже пытались обнять старушку. "Фусако, мы любим тебя", - развернули они самодельный транспарант, а всю эту сцену жадно снимала толпа телеоператоров и репортеров всех ведущих средств массовой информации Японии.

Событие было нешуточным – на свободу после 20-летнего заключения вышла женщина, которую в свое время называли "принцессой международного терроризма". Фусако Сигэнобу основала крайне дерзкую вооруженную группу "Японская Красная Армия", которая в 70-80-е годы не давала покоя спецслужбам Западной Европы, США, Израиля и самой Японии. На ее счету – солидное количество временами очень кровавых вылазок на Ближнем Востоке, в Южной и Юго-Восточной Азии, в Европе.

"Принцесса международного терроризма" родилась в Токио, в семье вернувшегося из Маньчжурии демобилизованного майора императорской армии. Жили бедно, миловидная девушка после школы устроилась в знаменитую компанию по производству соевого соуса "Киккоман", а после работы упорно училась на вечернем отделении солидного частного Университета Мэйдзи. Она успела получить диплом по политэкономии и истории, но с головой ушла в изучение марксистской литературы и быстро заняла весьма заметное положение в крайне левом крыле студенческого движения, которое тогда потрясало страну. Даже экстремистский "Союз коммунистов" показался ей пресноватым, и Фусако основала там фракцию "Красная Армия", выступавшую за мировую социалистическую революцию путем прямой вооруженной борьбы.

Но перспектив в буржуазной Японии девушка не видела, эпицентром мировой схватки ей казался Ближний Восток. В 1971 году она переехала в Ливан, сблизилась со светскими палестинскими террористами левого толка и вместе со своим гражданским мужем создала "Японскую Красную Армию" (JRA).

На весь мир эта группировка прогремела в мае 1972 года, когда трое ее вооруженных автоматами и гранатами боевиков устроили бойню в тель-авивском международном аэропорту "Лод" (ныне им. Бен-Гуриона). Были убиты 28 человек, около 80 ранены. В бою один красноармеец был застрелен, раненый муж Фусако подорвал себя гранатой, третьего захватили израильтяне живым. Эта вылазка тут же сделала "Японскую Красную Армию" сенсацией для ультралевых всего мира, в Ливан потянулись желающие вступить в ее ряды.

В 70-х годах JRA устроила семь крупных террористических вылазок международного масштаба, временами напоминавших военные операции. Все их разрабатывала и планировала красавица Фусако. Июль 1973-го: захват лайнера японской авиакомпании ДЖАЛ над Нидерландами, его угнали в Ливию, пассажиров и команду освободили, самолет взорвали. Январь 1974-го: захват объекта нефтяной корпорации "Шелл" в Сингапуре и одновременно посольства Японии в Кувейте, заложники отпущены в обмен на крупный выкуп. Сентябрь 1974-го: захват посольства Франции в Нидерландах, посол и десять сотрудников взяты в заложники и отпущены в обмен на освобождение ранее арестованного террориста из "Японской Красной Армии", крупный выкуп и самолет на Ближний Восток. Август 1975-го: захват дипломатов в Куала-Лумпуре, включая консула США и советника-посланника Швеции. В обмен на них освобождены арестованные террористы, с которыми боевики JRA вылетели в Ливию. Август 1976-го: вылазка в аэропорту Стамбула вместе с палестинцами, убиты и ранены 24 человека. Сентябрь 1977-го: захват лайнера ДЖАЛ над Индией, он был посажен в Бангладеш, испуганное правительство Японии освободило шестерых арестованных террористов-красноармейцев, уплатило выкуп в 6 миллионов долларов.

Список можно продолжить, но в 80-х группировку Фусако Сигэнобу стали все более успешно блокировать спецслужбы разных стран. Впрочем, она продолжала устраивать вылазки – самой шокирующей из них стал взрыв в баре для американских военных в Неаполе, убиты пять человек.

Сеть слежки сжималась, Фусако глубоко ушла в подполье. В 2001 году она была арестована у одной из гостиниц в окрестностях крупного японского города Осака. Сейчас, отсидев от звонка до звонка 20 лет, она заявляет, что раскаивается в том, что причинила зло такому количеству людей. "Принцесса международного терроризма" пережила в тюрьме четыре операции в связи с онкологическим заболеванием, после выхода на свободу в 76 лет она намерена лечиться, узнавать мир заново и жить вместе с той элегантной женщиной, которая поддерживала ее все эти годы и сегодня встречала после освобождения. Это дочь Фусако, ее отец – один из лидеров палестинских террористов, его имя держится в секрете. Кстати, на свободе по-прежнему остаются семеро боевиков "Японской Красной Армии", их продолжают разыскивать. А сама Фусако накануне освобождения написала, что всю свою жизнь пыталась бороться за счастье человечества.

*  *  *

Японская левая террористка Фусако Сигэнобу среди немалой череды захватов посольств, угонов самолетов и прочих акций участвовала в организации кровавой вылазки в тель-авивском международном аэропорту "Лод", который сейчас носит имя Бен-Гуриона. На уходящей неделе исполнилось 50 лет со дня этого теракта, совершенного во имя всемирной коммунистической революции. Были убиты 26 человек - 17 христианских паломников из Пуэрто-Рико, канадец и восемь израильтян, включая всемирно известного биолога Аарона Кацира. Восемьдесят человек получили ранения, некоторые – очень тяжелые.

Бойню в аэропорту "Лод" устроили трое японцев, включая фанатика-коммуниста, мужа Фусако Сигэнобу, однако ресурсы и основную часть планирования операции обеспечили товарищи из левой палестинской террористической организации PFLP ("Народный фронт освобождения Палестины"). Ставка на японцев была сделана для того, чтобы ввести в заблуждение израильтян – тогда они меньше всего были готовы к бою именно с такими благопристойными иностранцами.

Трое прилично одетых людей сошли с прибывшего из Рима лайнера "Эр Франс" с футлярами для скрипок в руках. Японцы вытащили оттуда чешские автоматы без прикладов и начали без разбору убивать всех подряд, бросать ручные гранаты. И тут даем слово ныне 90-летнему господину Томоо Исида, почетному профессору Университета Цукуба, который в день теракта случайно оказался в аэропорту "Лод", встречал приятеля. Свои краткие воспоминания он обнародовал в связи с 50-летием теракта, потрясшего его навсегда.

В Израиле он учился в университете, изучал древнюю историю этой страны. В аэропорту сразу почувствовал неладное – стояли взволнованные люди, слышались слова – "камикадзе", "камикадзе". К Исиде подошел израильтянин в форме и сказал: "Вы японец? Пойдемте с нами, поможете переводить". В комнате сидел человек в грязной футболке, потом выяснилось, что это один из трех террористов, Кодзо Окамото, его взяли живым. Он держался спокойно и выдержано, на вопросы следователя по-английски отвечал в стиле только Yes или No. Ни слова лишнего, никак не клеился очень важный допрос по горячим следам, который предполагается основывать на обычном нервном срыве только что захваченного.

Но все изменилось, когда Окамото вывели из комнаты и он увидел окровавленные останки своих товарищей – один погиб в перестрелке, а второй после ранения подорвал себя гранатой, чтобы не попасть живым в руки израильтян. У Окамото началась истерика, он стал громко рыдать, было очевидно, что ему невыносима мысль оказаться в положении слабака – единственного, кто не погиб. И тут следователь ему сказал – продолжим допрос, а после его завершения я тебе дам револьвер с одним патроном.

И Окамото прорвало – он взахлеб рассказывал, как японцев готовили в Ливане в долине Бекаа, о будущих планах. Допрос завершился, террорист вопросительно смотрел на следователя, но тот ушел, не дав ему револьвера.

На суде будущий японский профессор тоже переводил с японского: Окамото оправился от шока, горячо оправдывал свою операцию, непрерывно рассказывал о том, что он и его товарищи в союзе с революционными силами всей планеты намерены изменить мир, добиться построения справедливого коммунистического строя. Впрочем, он признал свою вину за убийства людей и получил пожизненное заключение.

Но был освобожден в 1985 году вместе с тысячей осужденных за терроризм палестинцев в обмен на попавших в плен израильских солдат. Сейчас вроде живет в Ливане, японцы его объявили в международный розыск, но толку мало. Интересно, он все ещё готов умереть за всемирную революцию?

Василий Головнин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены