Был в Третьем Рейхе один интересный офицер СС - звали его Конрад Морген. Интересен он своей специфической сферой деятельности: он был судьей и боролся с преступлениями внутри СС. Причем делал это старательно.

В начале войны он вцепился в Германа Фегелейна, командира кавалерийской бригады СС  - в Польше тот перераспределял конфискованное еврейское имущество не в пользу Рейха (как было положено), а себе в карман. Но в коррупции оказалось задействовано высшее руководство СС (включая Гиммлера), поэтому по шапке в итоге получил сам Морген - отправился рядовым на Восточный фронт, там как раз был Сталинград. Но масштабы воровства среди истинных арийцев были таковы, что уже в 43-ем тот же Гиммлер возвращает Моргена обратно, вручает ему полномочия и отправляет расследовать. Новое расследование началось с обнаружения посылки со слитками из зубоврачебного золота, которое было получено из коронок тысяч людей. След этого золота привел Моргена в Освенцим. Как уже можно было догадаться, коронки погибших положено было отправлять в Рейхсбанк, а лагерное начальство присваивало их себе. Но, помимо этого, Морген увидел там и еще один секрет - всю эту индустрию смерти с газовыми камерами (напомню, что все это скрывали до последнего). 

Будучи под впечатлением (и не в хорошем смысле), Морген отправился докладывать начальству (Мюллеру), но начальство ответило, что все в порядке и оно в курсе.

Осознав, что тут он бессилен, Морген посвятил свою дальнейшую деятельность тому, чтобы преследовать начальников лагерей с теми обвинениями, которые он мог им предъявить. Он завел дело на начальника Бухенвальда Карла Отто Коха (коррупция и убийство). И на начальника лагерного "Гестапо" Грабнера - по обвинению в убийствах заключенных (тот, помимо "легальных" убийств, совершал еще и "нелегальные").

Коха расстреляли, суд над Грабнером перенесли - в итоге того уже судили за военные преступления после войны. Были еще и другие. Морген даже запрашивал ордер на арест Адольфа Эйхмана (того самого) за воровство каких-то алмазов. После войны Морген давал показания на судах, к нему самому у Союзников претензий не нашлось. В общем, упоительные истории - можете почитать.

Писатель Литтел в книге "Благоволительницы" вывел Моргена проходным карикатурным персонажем, рассуждавшем на СС-овской попойке о том, что, дескать, немцы должны уничтожать евреев, просто методично и "по закону". Литтел здесь все переврал (как, видимо, и во многом другом).

В действительности Морген (по крайней мере, как он сам утверждал впоследствии) считал Холокост "чудовищным преступлением", хотя в первую очередь переживал в связи с этим не о евреях, а о... немцах. Мол, участие в таких чудовищных преступлениях уничтожает "моральный фундамент народа", а замешанные в них лично люди становятся неисправимыми преступниками, "абсолютно испорченными". Это не лучшая позиция с точки зрения универсальных ценностей, но явно позиция патриотичная. Не знаю, что потом думал постаревший Морген об известном жесте канцлера Вилли Брандта (встал на колени перед евреями), но мне кажется, что исходя из той же логики можно сказать, что этот жест тогда был нужнее самим немцам, нежели евреям.

К чему я это вспомнил? Представляете, 1944 год, нацист, действующий офицер преступной организации СС понимает, что главный капитал его народа - это не деньги и не золото. Главный капитал его народа - моральный. А сегодня есть любители "политического прагматизма", которые даже не задумываются о таких вещах. Зато, когда речь заходит о деньгах, они тут как тут. Говорят, мол, главный интерес любого народа - деньги никому не платить. Деньги, деньги, деньги.

Михаил Пожарский

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены