Минтруд выявил 663 тыс. россиян, которые заняты в теневом секторе экономики. Это следует из доклада ведомства (есть у "Известий"). С учетом трудности выяснения таких обстоятельств это довольно значительная цифра, полагают эксперты. Впрочем, в последние годы число работающих в тени снижается, в том числе благодаря режиму самозанятости. Для решения проблемы в Минтруде предлагают законодательно определить понятие теневой занятости и создать реестр работодателей, у которых обнаружены подобные факты.

На самом деле, таких людей значительно больше. Возможно, даже на порядок. Может, еще больше. Однако, как всегда в таких случаях, есть крайне важный нюанс, который как-то либо не учитывается, либо о нем предпочитают вслух не говорить.

Теневая занятость (при всей абстракции этого термина) - это во многом социальный буфер, предохраняющий социальную систему от взрыва в случае резкого изменения социальной температуры. Если воспользоваться физическим аналогом, это теплоёмкость системы. Она позволяет власти в достаточно широком диапазоне проводить разнообразные социальные эксперименты, не опасаясь, что ее поднимут на вилы. Кому не нравится слово теплоёмкость, можно привести еще более наглядный пример - пружина. Уберите пружину с подвески вашего автомобиля - долго ли он проходит, да еще и по нашим дорогам? И таких пружин в социуме достаточно много, все они предохраняют его (до определенного момента) от мгновенной катастрофы в случае наступления одномоментного кризисного события. Отказаться от них можно, но тогда нужно создавать совершенно новую конструкцию на иных принципах.

Теневая занятость обеспечивает огромные массы людей неучтенным (а значит, и необлагаемым) доходом, который и становится защитой очень большой группы людей от любых, даже зверских, решений власти. Желание вывести этих людей "из тени" понятно - особенно сейчас, когда полностью обанкротившаяся политика властей привела к фактическому банкротству финансовой и экономической системы. Это банкротство носит отложенный характер, но здесь важна динамика - она нисходящая.

Но, во-первых, попытка вытащить доходы этих людей и обложить их - это затраты ресурсов. Итог может стать совершенно иным, чем это представляется властям - доходы от обложения налогом могут оказаться ниже ресурсов, которые будут затрачены на это мероприятие. "Визгу много, шерсти мало".

Во-вторых, снижение теплоёмкости приведет к тому, что реактивность общества на любые ошибочные (а других у нынешней власти уж нет) решения будет быстро приводить к перегреву общества, а значит, для снижения социальной температуры снова придется тратить дефицитный ресурс.

В итоге бюджет получит десяток миллиардов, но затратит на ликвидацию последствий сотню.

Российская власть, причем вне зависимости от строя и исторического времени, всегда обладала и обладает родовой травмой - она очень плохо знает страну, которой управляет. Подменяя это знание маниловщиной вроде философических теорий того же Дугина. Либо вообще никак не моделируя это понимание, действуя предельно цинично в рамках собственных понятий о добре и зле, никак не совпадающих с коллективным бессознательным страны. Достаточно послушать, к примеру, чуть ли не любое публичное выступление Грефа, как этот цинизм за любой гранью виден предельно ясно.

Нынешняя власть - не исключение, а, скорее, наиболее выпуклый пример такого тотального непонимания. Здесь еще и ментальная проблема: общество в большинстве своем представлено нормальными людьми. У каждого свои собственные "мухи", но в целом оно вполне адекватное и способное к нормальному саморегулируемому образу жизни. Но вот пришедшая сегодня к власти группа - она как раз является выходцами из андерграундной страты любого нормального общества. Это чистой воды уголовники с соответствующим менталитетом и этикой. И это не злопыхательство по отношению к ним, а лишь констатация. В конце концов, чтобы лечить болезнь, нужно поставить диагноз, даже если он немного обидный. А уголовник просто не в состоянии понять нормального человека. Совершенно.

Поэтому предполагать, что люди с таким диагнозом могут понять, как устроено российское общество, просто нелепо. Они не отдают себе отчет ни в своих действиях, ни в реакции на них социального организма.

Возвращаясь к "теневой занятости". Особых сомнений в том, что они попробуют, нет. Тут все понятно - денег нет, страна банкрот, нужно рвать откуда возможно. Плюс сейчас спецоперация, и причастные к ней разворовывают бюджет так же, как разворовывали до этого нацпроекты, олимпиаду, пандемию. Для них вообще ничего не изменилось, а потому норма воровства только растет. Откуда в бюджете деньги, если его буквально выносят?

Поэтому на вопрос - попробуют ли - ответ только один: конечно, попробуют. Но, во-первых, проектное управление - это не их. Они вообще уже ничего не могут. Поэтому провал гарантирован. И, во-вторых, разрушив даже частично буфер, стабилизирующий социум, они еще ближе подведут страну к состоянию обрушения. Страна, как это обычно происходит, останется. А вот их власть после краха однозначно рухнет. И даже неважно, кто придет после них - еще большая мразь, или более нормальные люди. Им места в новой системе управления не будет. Они не впишутся ни в одну. Поэтому всеми своими решениями они делают только одно - копают свою могилу. Своими руками и своими решениями.

 

Мюрид Эль

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены