Поскольку республиканцы пока что продолжают блокировать выделение пакета военной помощи Украине, Белому Дому для помощи Украине приходится крутиться активнее и США наконец-то начали делать то, что должны были сделать уже давно: давить на страны, которые стали хабами по обходу введенных в отношении России санкций.

В предыдущем посте я уже рассказывал о начатом американцами преследовании российского теневого танкерного флота и его негативном эффекте на российский бюджет. Теперь же мы наблюдаем результаты декабрьского указа Байдена об ужесточении вторичных санкций в отношении зарубежных банков, помогающих России.

В течение вторника 16 января появились сообщения о том, что ужесточать политику в отношении финансовых операций с Россией начали китайские и турецкие банки. Можно ожидать, что подобные новости скоро появятся из Армении и Грузии, стран Средней Азии, а также ОАЭ, которые под давлением США уже активно ужесточают политику в отношении российского танкерного флота.

К сожалению, западные союзники действуют по-прежнему слишком медленно, однако все же радует то, что они продолжают политику ужесточения санкций в отношении России, а значит не идет никакой речи о том, что Запад выдохся, устал, или рассматривает вопрос о сдаче своих позиций.

Несмотря на попытки Кремля изображать картину экономического благополучия, растущие экономические и технологические проблемы России становятся все более очевидными. Нынешний год станет для России существенно тяжелее и так непростого 2023 г. – внешнеторговые условия будут хуже из-за более низких цен и более жестких санкционных условий в отношении основных товаров российского экспорта, в то время как импорт необходимых комплектующих и компонентов для российских предприятий ужесточится.

И это в условиях явно растущих технологических проблем из-за уменьшения запаса прочности во всех технологических цепочках российской экономики вследствие дефицита инвестиций в их поддержание, а также постепенного истечения сроков эксплуатации огромного парка импортного оборудования, установленного в России. Наиболее ярким примером этой тенденции выступают авиаперевозки, где сообщения о технических проблемах с самолетами стали в последние месяцы практически ежедневными.

Невозможно с точностью спрогнозировать, когда растущее количество аварий в ЖКХ и инцидентов в других секторах экономики перейдет в качество – потерю властями контроля над стремительной деградацией экономической ситуации, т.к. это зависит от множества быстро меняющихся факторов. Однако главным инструментом Кремля в борьбе с локальными кризисами всегда выступали деньги, которыми проблему и заливали.

Учитывая, что большинство экономистов и аналитиков прогнозируют исчерпание средств ФНБ в 2025 г., то именно в этом году Россия и должна будет пройти точку бифуркации, после которой российская экономика столкнется с валом тяжелых проблем, и при этом будет крайне уязвима к любым внешним экономическим шокам. Вот тут и будет очень кстати решение Саудовской Аравии об увеличении объемов добычи нефти – скорее всего арабы дождутся результатов президентских выборов в США, прежде чем изменят ценовую политику на рынке нефти.

Алексей Тихонов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены