Коллега Алексей Рощин несколько опередил меня с разговором на эту тему.

Москва при Собянине. Бюджет почти 50 млрд долларов даже сейчас. Реально в прошлом году он был даже 52 млрд. Это второй по величине городской бюджет в мире. Больше только в Нью-Йорке (66 млрд), а Лондон, занимающий третье место, распоряжается бюджетом в 22 млрд.

При этом бюджете москвич видит бесконечные стройки, новые линии метро, сверкающие многочисленными лампочками трамваи по цене 100 млн руб. (около 1 млн евро по сегодняшнему курсу), неудобные для пассажиров. И соответствующий вывод о том, что хорошеет Москва в большей степени декоративно. И обеспокоенность тем, что на все новые человейники может не хватить мощности трубы, и, разумеется, масштабом воровства.

Если бы Москва хорошела несмотря или вопреки пьянству и воровству, то это можно было бы охарактеризовать как стабильность и продолжать читать М.Е. Салтыкова-Щедрина. Но проблема в том, что это далеко НЕ ТАК.

Самая главная проблема для Москвы и москвичей исходит от российского иррационализма. Для того чтобы воровать, российская власть придумала сконцентрировать все деньги в Москве. При советской власти в Москве концентрировали продукты. Люди приезжали за ними, оставляли в Москве свои деньги и уезжали домой.

Теперь все едут в Москву в попытке найти работу или удачу. Москва вынуждена разрастаться, уплотняться, обзаводиться дополнительной инфраструктурой. Все это, кроме того, что нарушает градостроительные нормы, крайне дорого как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации.

Сразу же возникает ряд проблем. Во-первых, настолько стратегически просчитан такой курс?

В свое время, когда Ю. Лужков в 2006 г. поставил вопрос об объединении Москвы и Московской области, он рассматривал не физическое расширение Москвы, а координацию развития города и области в целях предохранения города от избыточных нагрузок. Ведь в то время регионы располагали хоть какой-то автономией, налогами, их возглавляли политические тяжеловесы, и таким образом система могла избегать критических перегрузок.

Сейчас ситуация иная. На поверхность вместо тяжеловесов всплыло всякое дерьмо, преимущественно из внутренних органов.

Проанализируем несколько показателей.

Валовой региональный продукт (ВРП) Москвы — 520 млрд долларов. А бюджет — 52 млрд. То есть 10% от ВРП.

И при этом ВРП Москвы — это около половины ВВП России, в любом случае — минимум — 40%. Но при этом львиная доля этих показателей — это деньги регионов и ресурсов.

Для сравнения. ВРП Нью-Йорка — 1,21 трлн долларов, а городской бюджет составляет 5,4% от него. Аналогичные показатели в других мегаполисах мира: Лондон — 732 млрд и 2,9%, Париж — 670 млрд и 1,7%, Лос-Анджелес — 790 млрд и 0,9%.

За этими показателями стоит следующее. Доходы этих городов независимы от решений правительств и искусственной концентрации в них доходов, а имеют рыночную природу. Налоговая нагрузка не предельная, а стимулирующая их развитие. Развитие города осуществляется планово демократически избранными местными властями.

За показателями похорошевшей Москвы при Собянине стоит искусственный характер доходов, дефицит городского бюджета на ближайшее время, который не в состоянии обеспечить все аппетиты, прогнозы по снижению ВВП и роста инфляции.

А самая главная перспектива этой модели — это как минимум существенное сокращение доходов города при варианте федерализации и возврата налогов в регионы или прекращение финансового дождя при распаде России.

Кто об этом думает?

Во-вторых, в такой ситуации самым безопасным для Москвы и москвичей было бы создание Министерства воровства, которое бы напрямую финансировало аппетиты чекистской банды, а не через уничтожение города посредством бесконечного строительства человейников и дорогостоящей инфраструктуры. То, что они строят для воровства, еще хуже самого воровства. Потому что это непродуманно, неэффективно и потребует в будущем огромных и нарастающих затрат на содержание, а источник покрытия этих затрат абсолютно не гарантирован.

Кроме того, то, что они строят, является постоянным источником повышенной опасности.

Перенаселенный город Токио с примерно такой же, как в Москве, численностью населения имеет сложнейшую и дорогостоящую городскую инфраструктуру, но при этом ВРП Токио в три раза больше, чем в Москве, и сформирован не за счет регионов и ресурсов, а за счет развития человеческого капитала.

В-третьих, под город заложена и продолжает закладываться инфраструктурная бомба замедленного действия. При Ю. Лужкове при строительстве метро или иных сложных объектов сначала разрабатывали проект на основании нормативных требований, оценивали по рынку, а потом закладывали взятки.

При С. Собянине все делается ровно наоборот. Строительство метро ведется практически параллельно с проектированием, для того, чтобы построить больше, цены искусственно занижаются, но при этом с заниженных цен М. Хуснуллин и его команда получают откаты до 50%.

Если Ю. Лужков приезжал на открытие какого-то объекта, особенно построенного за счет бюджета, то перед его приездом проходили все необходимые испытания и оформлялись документы. Без этого он никогда и никуда не ездил.

В декабре 2014 г. открывается станция Тропарево. Перед открытием несколько бессонных ночей. Мосметрострой, принадлежащий ОПГ УГМК, из которого ушла большая часть специалистов, пытается что-то запустить, но ничего не получается, ввиду того, что ни автоматика, ни системы диспетчеризации не смонтированы и не испытаны. Ночью тогдашний руководитель Департамента строительства А. Бочкарев (ныне Вице-мэр), Заслуженный Вор России и Татарстана, а по совместительству директор МИПа К.Н. Матвеев (в последний раз воровал в Роскосмосе) и куча начальников думают, как сдать станцию в таком состоянии. Реальные предложения по доделке, а по большей части переделке неработоспособных систем игнорируются. Утром Мэр Москвы С.С. Собянин открывает движение поездов и на станцию допускаются пассажиры.

Станция метро "Крокус-Сити Молл". Видавшие виды сотрудники Гостехнадзора Москвы преодолели административное давление и отказались подписывать документы о вводе ее в эксплуатацию. А. Агаларов готов был заплатить взятки, но можете себе представить масштаб бедствия, если чиновники не согласились на это?

Это еще не самые яркие примеры, было и есть хуже, но я не могу это перечислять бесконечно.

В-четвертых, проблема управления. Разумеется, невозможно и не нужно реализовывать все, что делается в Москве. Это экономически неэффективно и реализуется, как я описал выше. Но многие проблемы могли бы решаться за счет внедрения современных технологий. Энергоэффективности, унификации и т.д. Это бы снизило риски аварий и катастроф, а также эксплуатационные затраты в будущем.

Сам по себе С. Собянин все понимает. 18 декабря 2012 г. он лично дал М. Хуснуллину конкретные указания по этому поводу. В присутствии большого количества московских начальников и даже тогдашнего главы АП. Но последний их просто проигнорировал.

Вот такое при Ю. Лужкове было невозможно.

А потом произошла катастрофа в метро с обвинением стрелочника и т.д.

Но когда коллега А. Рощин сетует на неудобный трамвай, светящийся как новогодняя елка, но за сто миллионов рублей, я в данном конкретном случае хочу развеять его смутные сомнения. Если трамвай за 1 млн евро едет, светится и при этом не сильно гремит на поворотах, то это и есть торжество российской инженерной мысли. Современный трамвай должен быть низкопольным, оборудован эффективными двигателями и частотными приводами, иметь хороший дизайн и удобства для пассажиров, бесшумным, т.е. оборудованным поворотными тележками, и т.д.

Если такой трамвай производился бы в Москве и стоил бы миллион евро, то он мог бы завоевать весь мировой рынок и обеспечить ВРП Москвы не за счет продажи нефти в Китай, а счет инноваций. Кстати, при этом ни один бизнесмен не продавал бы его за миллион, а минимум за два.

Не так давно чешская Шкода продала партию из 20 современных низкопольных трех- и четырехсекционных трамваев в Ригу за 63 миллиона евро. Просто в Риге не настолько богатые люди, чтобы покупать трамваи в России за миллион, но полагающие, что соотношение цена-качество чешских трамваев их устроило больше, чем швейцарских, немецких или французских. Они просто понимают, что активные участники ОПГ УГМК-ТРАНСМАШХОЛДИНГ (московские налогоплательщики с остатков украденного), если сделают скоростной поезд своими руками и мозгами, то он далеко не уедет. Как и трамвай.

И в-пятых, Москва, разумеется, хорошеет день ото дня. Но бдительность терять не стоит.

Уже при Собянине где-то после 2012 г. во время одной из встреч в ЖК "Воробьевы Горы", который был построен "Донстроем" до того, как Ю. Лужков "вышел из доверия", происходила некая суета, внешне походившая на тревогу. Просто ближняя к Мосфильмовской улице 48-этажная башня решила последовать примеру Пизанской башни. Естественно, возникла суета, тем более что центром притяжения этой башни стало Посольство КНДР. Только не усматривайте в этом никаких предзнаменований. Но тогда все обошлось. Заморозили грунты, нашли решение, башню вернули в исходное положение. Почему это произошло и чем это может закончиться, сказать сложно. Комплекс, как следует из рекламы, держится на 4000 свай. Чтобы не волновались. А на чем держатся и из чего сделаны эти сваи, можно догадываться. Весьма возможно, что гремевшая в свое время реклама "Донстроя" оказалась эффективнее стройки и часть денег, предназначенных для свай, просто ушла туда. В любом случае вскрытие покажет.

Просто я к тому, что несмотря на то, что Москва все хорошеет и хорошеет, нельзя забывать две простые вещи.

1. Москвичи живут на такой же пороховой бочке, как и все остальные россияне. Порох подороже, бочка более качественная, чем зажигалка Zippo. Но функционал при этом не меняется.

2. Когда путинский режим рухнет, а рухнет он значительно раньше, чем большинству из москвичей кажется, благополучие рухнет вместе с ним, человейники придется обслуживать и при этом задуматься подобно К. Ясперсу над своей моральной, политической и метафизической виной.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter