В истории США еще не было такого скандально-криминального президента. Трамп буквально взорвал довольно прочную политическую систему, нарушая казалось бы незыблемые правила (красные линии), распространяя свою авторитарную власть на различные общественные и политические организации, подминая под себя даже некоторые государственные учреждения. При этом он смело, если не сказать нагло, применяет специфические приемы шоу-бизнеса и соответствующий стиль поведения.
Такое поведение политика вызывает естественный вопрос: не "камикадзе" ли он? Проверим по концепции, что в его жизни было не так. Из набора необходимых причин психологических травм нам известно только то, что он имел отца-деспота. Возможно, сыграло свою роль и его немецкое происхождение. В годы детства Трампа эта тема была еще на слуху (bullying). Ну что же, бывает и этого достаточно. Вероятно, Донни был излишне впечатлительным мальчиком.
Но где же второе необходимое условие для появления диктатора-камикадзе — кризис в обществе? И он таки есть, да еще какой — трансформационный. Вдумайтесь, за последние 60–70 лет белая, протестантская, изоляционистская Америка, построенная как совокупность ассоциаций свободных граждан, контролирующих слабое государство, превратилась в много-культурно-расово-религиозное общество, локомотив глобализма, с сильным государством. Тут есть от чего "крыше поехать".
В этой ситуации фундаментальных перемен человек-скандал, Трамп, оказался как рыба в воде. Он знает, что нужно перепуганным и озлобленным обывателям: Америка прежде всего, низкие налоги, поменьше вмешательства государства в экономику и жесткий контроль за иммиграцией, а запускать только тех, кто нужен. Эта беспроигрышная карта и обеспечила Трампу небывалую преданность почти половины избирателей, несмотря на все его безобразия, а ведь некоторые из них на "вышку" тянут.
Если заглянуть в прошлое, то более всего Трамп напоминает Хью Лонга (1893–1935). Тот политический деятель ("Американский Гитлер") появился в годы Великой Депрессии. Реализовывая программу актуальных реформ, будучи губернатором Луизианы, он сумел добиться любви народной, по ходу дела установив там фактически авторитарный режим. Его популярность не ограничивалась одним штатом. По всей стране насчитывались миллионы хорошо организованных сторонников "нашего Хью". Лонг имел большие политические планы, и как логичный шаг в процессе подготовки к президентским выборам 1936-го он "избрался" сенатором от своего штата, но в 1935-м был убит.
Не будем тратить время на анализ социально-политической сути данного явления и выяснение, что это было: американский фашизм или разновидность "боссизма" ("атаманщина"). Опасность таких политических лидеров в том, что, предлагая и реализуя в целом полезные мероприятия "на злобу дня", так сказать, они при этом осуществляют фундаментальную перезагрузку общественной системы. То, что называется сменой социально-политической матрицы. Таким образом, в демократическое общество "протаскивается" авторитаризм как альтернативный способ общественной организации и решения социальных проблем.
Пример Трампа в связи с этим важен по многим причинам, в том числе и для проведения сравнительного анализа. Как легко авторитаризм овладел российским социумом и как трудно дается хитрюге Трампу его "миссия". Системное государство борется, демократия ломает опасные схемы, основанные на разветвленных личных связях, взаимных интересах и накопившихся компроматах.
Но учитывая количество, сплоченность и степень проникновения трампистов в ключевые государственные структуры, гражданам США придется долго и упорно работать, чтобы усовершенствовать свою социально-политическую систему и привести ее в соответствие с требованиями времени. Иначе однажды какой-нибудь новый "камикадзе" хорошенько поработает, подгадает момент, и кто знает, хватит ли тогда у прошедшей "и Крым и Рым" демократии сил выстоять.